Интервью с Борисом Ивановским, руководителем направления инструментария разработчика для TON в компании TON Labs

Moveton
7 min readDec 5, 2020

--

Расскажи немного о себе. Чем ты занимался до Free TON? Каковы твои компетенции и навыки, образование?

Я начал работать программистом с 16 лет, сейчас мне 42. До работы с блокчейном я 13 лет занимался компиляторами — программами, которые преобразуют одни программы в другие. Это софт не для обычных пользователей, а для программистов. Пожалуй, самая сложная область программирования из существующих.

В каких проектах тебе удалось поучаствовать?

В 2011–2015 годах мы участвовали в разработке процессора с гетерогенной архитектурой в компании AMD. Это гибридный процессор, который умеет работать с памятью общей для центрального процессора и графической карты. За счёт этого на среднего уровня ноутбуках можно было играть в игры, сильно снижалось энергопотребление, и на ряде задач существенно повышалась производительность. Это то, что делали практически все гиганты индустрии микропроцессоров в 2013 году — Intel, Qualcomm, ARM, Samsung и другие. Но AMD была впереди всех как единственная компания, владеющая дизайном и центрального, и графического процессоров.

Над этой технологией в AMD работало больше 200 профессионалов по всему миру, и за 4 года мы разработали очень крутой процессор. Он существенно опередил аналоги, и послужил основой для поколения игровых приставок, но не смог завоевать рынок ноутбуков средней ценовой категории по экономическим причинам.

Ещё я работал в Sun Microsystems над ☕️ Java . Эта такая кофейная чашечка, которая иногда всплывает в правом нижнем углу рабочего стола на ПК с уведомлением: “Вот! Я скачала новую версию!”. Если что-то в результате обновления ломалось, то можешь за это ругать меня — мы отвечали за выпуск обновлений Java SE.

Расскажи какое у тебя образование?

СПбГУ, математико-механический факультет, такое же образование получил и Николай Дуров тремя годами позже.

Почему ты во Free TON?

К тому моменту, когда TON Labs участвовала в запуске Free TON, я одновременно работал в этой компании нам должности руководителя направления инструментария разработчика для TON, и в качестве хобби разрабатывал смарт-контракты для блокчейна TON, потому что мне было очень интересно, как они работают.

Я естестественным образом участвовал в жизни того немногочисленного сообщества разработчиков Free TON, которое было на момент запуска сети. Люди видели в блокчейне TON только крипту и совершенно не обращали внимания на такую странную для них вещь как смарт-контракты, фокусируясь исключительно на популяризаторстве и возможных доходах от валидации. Всё это время я экспериментировал над разработкой смарт-контрактов, пытаясь понять, насколько сообществу они как таковые будут интересны. Так постепенно я нашёл тех, кто в них так же заинтересован, как и я. Из широко используемых — я разработал смарт-контракт голосования за конкурсные работы.

Расскажи, о том как идут дела у вас в SG. Чем лично ты занимаешься в этом SG?

Я имею практический опыт в разработке того, что является главной темой Dev Ex SG, и поэтому естественным образом приходится заниматься практически всем, кроме организационной части.

Чем тебе нравится коллектив вашего SG?

Это очень разные люди, они очень умные, интересные и мотивированные. Их цели и задачи очень разные. Бэкграунд очень разный. Взгляд на вещи очень разный. И эти люди умудряются не то что бы не передраться, но даже умеют слушать друг друга. И если пока они ещё не работают над общими целями, то они всё же умеют их продуктивно обсуждать. Когда люди встречаются из совершенно разных миров, то порой обнаруживают, что не видят между собой ничего общего. И вместо того, чтобы разбежаться или ругаться, они начинают постепенно смотреть на другую сторону и пытаться найти то, что близко им. Затем их разум постепенно просыпается и выясняется, что они вполне могут сделать что-то общее, что будет интересно и полезно и одним, и другим. В ходе этого обе стороны выясняют про себя много нового, что они на самом деле были в чём-то не так уж и правы как им казалось, и что мир богаче, а жизнь интереснее.

То есть, ты говоришь о синергии?

Это пока что нельзя назвать синергией, и до неё пока еще далеко. Скорее это пока ксенофобия. Это нормально и естественно. Все люди разные и это замечательно, иначе было бы очень скучно жить, и трудно было бы открывать для себя новые возможности и аспекты этого мира, пытаясь сопоставить противоречия. И это, пожалуй, и есть самое интересное, что может быть в жизни для меня.

Чего в нём, на твой взгляд, не хватает для слаженной и более приятной работы?

Мы лучше сделаем, чем назовём, потому что делать всегда лучше, чем говорить. Есть ещё много путей для сотрудничества. И после того, как мы сблизились достаточно, чтобы иметь возможности для совместной деятельности, то этих возможностей становится очень много.

Блокчейн TON — абсолютно не освоенная территория. Предстоит сделать очень много, и рук категорически не хватает. Выбор возможностей для сотрудничества очень велик, и он зависит только от нас, и мы можем сделать что-то действительно прекрасное!

Проверить мои слова можно, к примеру, через полтора месяца. Если будет качественный сдвиг и качественные прорывы, то значит я был прав. Дело в том, что у меня очень много интересных мыслей по разработке и применению смарт-контрактов для создания систем без участия людей, совершению операций любой бизнес-логики любой степени сложности, где роли людей сводятся только к голосованию и принятию решений, а роль смарт-контрактов сводится к осуществлению всех операций, приведению всех законов и установленных правил в действие, исполнение реализованной логики бизнес-процессов, все подсчеты, выплаты, распределение фондов и тому подобное — должны производиться не людьми, а смарт-контрактами.

Если сообщество имеет претензию к результатам работы администрирующего смарт-контракта, то они могут сделать следущее:

  1. Общим голосованием признать результаты недействительными;
  2. Проголосовать за то, что данная логика смарт-контракта не является с их точки зрения правильной и её нужно изменить;
  3. Разработать предложение и логику смарт-контракта, который его заменит.

И только после этого эти изменения вступят в силу.

Это всё будет отражаться на финансовых интересах людей. И когда у них не будет возможности спрятать и утаить что-то где-то, а придётся использовать этот открытый механизм голосования, то их сознание, способность и желание сотрудничать резко возрастёт. Потому как пока они с этим не согласятся, им придется иметь дело ровно с тем механизмом, с которым никому иметь дело не хочется.

Эта трёхступенчатая система является саморегулируемой и естественно поддерживаемой. Например, если члены жюри голосуют не так, как нравится, то их деятельность, во-первых, регулируется он-чейн смарт-контрактом, у каждого из которых есть поле репутации, которое автоматически изменяется на основании соблюдения или несоблюдения условий судейства конкурсов по результатам самих конкурсов, данные по которым были собраны смарт-контрактом. Во-вторых, если кто-то не доволен каким-то судьёй/судьями, то возможна операция под названием “челендж”, где есть возможность предъявить доказательства несправедливости их работы и вызвать “высшее судейство”, которое будет призвано разобраться в этой ситуации. Это будет стоить дорого.

“Высшее судейство” — это люди с самой безупречной репутацией судейства из всего сообщества. Туда будут мечтать попасть, поэтому люди будут стараться судить справедливо и честно, не марать руки сомнительными действиями.

Таким образом, при выигрыше дела в этом суде, вполне вероятно, что его инициатор получит вознаграждение как компенсацию. “Высший суд” в любом случае получает свою оплату. А виновный судья сильно портит свою репутацию, и с его депозита переводится какая-то сумма.

Чем интересна репутация в этой системе? Это некий автоматический множитель, который влияет на те суммы, которые жюри получает за свою работу.

Что во Free TОN ты хотел бы больше всего освоить, реализовать?

Ту систему, которую я только что описал и примерно ещё 30–40 идей для реализации, которые мне пришли в голову с ноября 2019 года.

Кто для тебя является здесь высококлассным примером в какой-то области? С кем бы хотел поработать?

У нас много людей, которые меня потрясают своими способностями. С теми, с кем бы хотел посотрудничать, я уже как-то работаю. И я хочу лишь назвать человека, которого совершенно незаслуженно обошли вниманием — это человек, чьим учеником в разработке смарт-контрактов я до сих пор являюсь, — Никита Монахов. Он разработал смарт-контракты, которые были задеплоены в сети Free TON больше всех: Multisig, Magister Ludi DeBot, DePools.

В то же время думать о новых сотрудничествах с кем-либо интересным я сейчас пока не могу и даже считаю преступным для себя, так как, встретившись с таким человеком, я обязательно нахожу какие-то новые идеи, которые хочется реализовать. Это бы значило меньше заниматься теми идеями и проектами во Free TON, которых у меня и так очень много. Сейчас я должен работать над тем, чтобы выложить смарт-контракт голосования в open source, а сначала его нужно ещё протестировать.

Я придумал! Я очень хочу поработать с человеком, который будет со мной тестировать смарт-контракт голосования.

Насколько ты уверен, что та прозрачная система голосования, которую ты сейчас разрабатываешь, будет принята сообществом?

До сих пор она не была им принята. Это может указывать на несколько причин, но могу сказать об одном: что сообщество в целом пока не хочет иметь эту систему. А что будет в ближайшие дни, я не могу знать, потому что, когда сообщество начинает действовать, это происходит спонтанно и… Лучше, всё таки спросить об этом у специалистов по работе с сообществами.

Например, таких, как Фёдор Скуратов?

Совершенно верно. Такие профессионалы, как он, хорошо знают как это всё работает. Фёдор потрясающий специалист. Мы с ним вместе сотрудничали в TON Labs и полтора года назад вместе запускали определённую систему, и в ходе этой совместной работы я проникся к нему большим уважением, как к профессионалу высокого класса в своём деле, комьюнити менеджмент.

— — — — — — — — — — — — — — — — —

← Читать другие интервью

--

--